Первые пробные попытки введения в проблемное поле дефектологии
термина «социализация», заимствованного из социальной психологии. Вместе с тем,
они остались незамеченными в связи с доминированием исключительно клинической
модели нарушений психического развития, в рамках которой социальный контекст
психического дизонтогенеза рассматривался преимущественно в связи с ресурсами
социальной адаптации индивида с ограниченными возможностями здоровья. При этом
сама социальная адаптация понималась, главным образом, как односторонний
процесс приспособления индивида к условиям и требованиям социума, в котором ему
надлежит функционировать, т.е. его личностные потребности и интересы фактически
игнорировались.
Однако и до настоящего времени содержание подготовки учителя-дефектолога
преимущественно ориентировано на трансляцию педагогу знания о психологических
особенностях обучающихся с нарушениями интеллекта, о принципах организации и
специальных условиях их обучения, об эффективных дидактических приёмах и
способах удовлетворения особых образовательных потребностей.
По всем перечисленным позициям внимание педагогов явно или неявно
акцентируется на когнитивной сфере этих детей, как наиболее ответственной за
качество усвоения знаний, умений и навыков, которые должны приобретаться ими в
процессе обучения и которые, по сути, составляют содержание академического
компонента образования обучающихся с ОВЗ. При этом специалистам, конечно же,
понятно, что сфера академической компетенции умственно отсталых обучающихся в
силу присущих им ограничений в развитии интеллектуальной деятельности никогда
не станет их сильной стороной. Следовательно, образовательные
приоритеты должны обоснованно перемещаться в сферу жизненной компетенции
(личностных результатов образования), формирование которой предусмотрено
современными нормативными документами.
Предлагаем педагогам-практикам ознакомиться с разработками
Института коррекционной педагогики РАО по оцениванию уровня достижений каждого
ребёнка с помощью дескрипторов психосоциальной адаптации, которая раскрывается
через сферу жизненной компетенции, на основе анализа одного из личностных
результатов, заложенных в Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью.